Сегодня воскресенье, 30 апреля 2017 года, 21:46
Сайт Клуба авиастроителей
Клуб зарегистрирован 15 декабря 2003 года
Главное меню
Авторизация

НО Авиакосмофонд
ФГУП «ММПП «САЛЮТ»
Rambler's Top100

SetBook - книги, периодика - газеты и журналы, книги на иностранных языках...
 
 
Главная
Коммуникационный топ-менеджмент:стратегическая функция интегрированных структур авиакосм. комплекса
Крупные российские интегрированные структуры (ИС) авиационно-космического комплекса РФ (АКК), как и другие государственные корпорации и объединенные компании, нередко достаточно неповоротливы, в том числе в информационном пространстве и в области массовых и межличностных коммуникаций. Особенно это касается руководителей компаний. Процессы интеграции компаний, их совместная деятельность и экономические статистические показатели  изучались неоднократно большим количеством  авторов и исследователей из разных стран. Но при этом на всех уровнях и этапах интеграции руководителям предприятий уделяется достаточно статичная роль. Фактически топ-менеджмент стал некоторым приложением интеграционных процессов, при этом именно эта категория управленцев принимает стратегические решения и является «лицом» корпораций, холдингов и других объединений. 

Коммуникационный топ-менеджмент.
Еще одним проблемным звеном является то, что топ-менеджеры не уделяют должного внимания коммуникациям — не коммуницируют вовсе или мало коммуницируют не только они сами, но и представители их компаний. И это происходит даже в рамках ИС.  Рост конкуренции в условиях рынка требует от топ-менеджеров четко осознавать и уметь определять цели выполняемой работы; способности решать проблемы быстро и эффективно; способности гибко реагировать на изменение ситуаций (как деловых, так и ситуаций межличностного взаимодействия); умения создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться результативными в работе.
В связи с этим, особенности коммуникативной компетентности и активности могут служить показателями эффективности деятельности менеджера, его востребованности на рынке труда . 
Особенности коммуникативного поведения топ-менеджеров позволяют с различной степенью успешности достигать поставленных целей, что оказывает влияние на эффективность менеджерской деятельности. 
Взаимодействие между руководителями высшего звена в интеграционных процессах называют коммуникационным топ-менеджментом. Коммуникационный топ-менеджмент (КТП) — это теория и практика управления коммуникациями между топ-менеджерами с целью проведения оптимально благоприятных для компаний коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа компании и ее руководителей, общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания. Конечно, речь идет о формальных (деловых) коммуникациях и формах общения. Базируется КТП на научном понятии «коммуникационный менеджмент», которое как инструмент и практика социального взаимодействия получил свое развитие, главным образом, в 1990-е гг., что связно с происходящими в мире глобальными социально-экономическими изменениями, интенсификацией жизни, информатизацией общества и глобализацией .
Коммуникационный топ - менеджмент включает в себя следующие части: 
- планирование и управление коммуникативными процессами между руководителями;
- контроль, оценка эффективности коммуникаций руководителей друг с другом; 
- организация информационного трансферта и диалога между руководителями; 
- корректировка корпоративной философии компании в процессе интеграции; 
- утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях; 
- формирование и усиление доверия и симпатии как к компании, так и к ее собственникам и первым лицам; 
- разъяснение позиций и направление организации или персоны; 
- утверждение и исполнение правил корпоративной идентичности (фирменный стиль, элементы имиджа, корпоративные стандарты поведения, спецодежда и т.д.), направленных как на взаимодействие с внешней общественности, так и на персонал. 

Внешние коммуникации.
Реформирование АКК должно идти не только в технологическом, но и не менее активно в информационном пространстве, в том числе в продвижении компаний за рубежом. Анализ коммуникаций ИС авиационно-космического и оборонно-промышленного  комплексов показал существование следующей специфики: 
1. Деятельность предприятий по связям с общественностью, несмотря на специфику отрасли и обуславливаемые ею ограничения в информационной политике и смежных направлениях деятельности, является весьма активной и многогранной.
2. Как и в любой другой сфере, в деятельности ИС по связям с общественностью встречается много проблем, решение которых зависит как от политики высшего руководства в области PR, так и от профессионализма непосредственных исполнителей - специалистов по коммуникациям.
3. Особенно важно изначально, прежде чем приступать к разработке и реализации каких-либо программ и PR-кампаний, решить ряд организационных моментов:
Первое – четко определить место службы по связям с общественностью внутри организации, ее численность и структуру, подчиненность, функции.
Второе – предоставить специалистам указанной службы полномочия на принятие самостоятельных решений в сфере своей деятельности (разумеется, с оговоркой, что принятие концептуальных и программных решений остается за высшим руководством ИС).
Третье – разработать систему показателей эффективности  деятельности PR-службы, поскольку такие подразделения традиционно относятся к группе «потребляющих», а не «производящих», и оценить их работу по тем же показателям, что и работу, например, отделов маркетинга, сбыта, поставок и пр., невозможно. Система показателей эффективности должна объективно учитывать специфику деятельности службы связей с общественностью и адекватно оценивать ее успехи, выявлять промахи и ошибки, предоставлять данные для более рациональной организации ее дальнейшей деятельности. 

Внутренние коммуникации.
Коммуникации между предприятиями в ИС представляют из себя гораздо более сложные процессы, чем внешние, при которых общественность получает выверенную и системную информацию, в первую очередь из СМИ. За внутренние коммуникации отвечают не только специалисты по PR, но и HR-служба. В создании и развитии ИС одних механических объединений недостаточно. Тем более, что проходят такие слияния и поглощения  достаточно болезненно, в том числе для руководителей объединяющихся не всегда по своей воле компаний. 
Анализ показывает, что наиболее часто выделяют два типа механизмов коммуникаций руководителей компаний высшего и среднего звена в рамках ИС: 
1. Корпоративные механизмы.
2. Психологические механизмы.

Корпоративные механизмы являются менее жесткими и более демократичными, что более присуще западному менеджменту. Среди них можно выделить: кодексы корпоративного поведения топ-менеджеров и «Клубы соучастников».
Кодексы являются наиболее важными и распространенными. В этом случае речь идет о повсеместном внедрении Кодексов корпоративного поведения топ-менеджеров, а не только менеджеров среднего звена и рядового персонала. В ИС, где имеет место отделение собственности от управления, и взаимодействие руководителей высшего звена может быть осложнено, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением. Поэтому необходимо разрабатывать Кодексы как для всей ИС так и для отдельных компаний, входящих в ИС. 
Добровольный характер Кодексов – один из самых дискуссионных и безусловно новаторских подходов в российской бизнес практике. Это же принято в международной практике. Но иногда для российской действительности условие добровольности применения норм поведения и ответственности невыполнимо. Поэтому такие нормы необходимо принимать в качестве обязательных для  выполнения. Кодексы могут утверждаться на различных уровнях:
- на уровне одной компании;
- на уровне объединенной компании;
- на уровне государственных органов власти (федеральных и субъектных). В этом случае Кодекс носит законодательный характер. 
Алгоритм реализации Кодекса топ-менеджера ИС следующий:  
1. Разработка основы Кодекса и ознакомление топ-менеджеров.
2. Сбор предложений от собственников, акционеров, самих топ-менеджеров по структуре и содержанию Кодекса.
3. Проведение опросов руководителей и сотрудников, а также других «заинтересованных лиц» ИС:
- о де-юре существующих нормах, ценностях и правилах поведения топ-менеджеров;
- о де-факто существующих нормах, ценностях и правилах поведения топ-менеджеров;
- о желаемых нормах, ценностях и правилах поведения топ-менеджеров.
4. Разработка предварительного варианта Кодекса (включая процедуры внесения дополнений и изменений) на основе результатов опросов «заинтересованных лиц» компании, а также предложений сотрудников компании. 
5. Обсуждение предварительного варианта с первыми лицами компаний и внесение необходимых изменений. 
6. Обсуждение нового варианта всеми руководителями, собственниками, акционерами – всеми внутренними аудиториями.
7. Внесение необходимых изменений в окончательный вариант Кодекса компании и утверждение окончательного варианта первыми лицами.
8. Издание Кодекса в виде брошюры; при этом каждый топ-менджер должен получить именной («подписной») экземпляр. 
9. Подписание кодекса компании (отдельного именного «подписного экземпляра») каждым топ-менеджером объединенной компании.
Создание «Клубов соучастников» в ИС производится согласно теории соучастников , суть которой состоит в обязательной подконтрольности руководства объединенной компании, равно как и руководителей каждой компании, входящей в ИС, всем заинтересованным сторонам, реализующим принятую модель корпоративных отношений.

Психологические механизмы включают в себя, в основном, методику «коллекционного подхода» к топ-менеджерам, основанного на следующих представлениях: 
- руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые можно и необходимо транслировать как внешним аудиториям через СМИ так и внутренним – собственным сотрудникам;
- личные качества обеспечивают не только успешность управленческой деятельности, но и коммуникации руководителей друг с другом и с персоналом;
- для конкретной должности определяется перечень личных качеств, которые доносятся до целевых аудиторий.

Для реализации подобного рода механизмов проводятся следующие мероприятия: 
- Деловые игры. Это наиболее простой эффективный метод. Происходит формирование общей позиции. Это также предполагает организацию специалистом-психологом собеседований и индивидуальных опросов. Создается рабочая группа топ-менеджеров из участников настоящего (будущего) корпоративного объединения. С ними проводится четыре-восемь многочасовых заседаний, прежде чем удается сблизить их позиции настолько, чтобы можно было устраивать основные собрания.
- Корпоративные конференции, семинары и другие мероприятия, на которых создаются условия для совместного взаимодействия, обмена мнениями и знаниями топ-менеджеров компаний. 

Результаты.
В случае удачного внедрения в рамках ИС ряда перечисленных мероприятий удастся достичь следующих результатов: 
- вырабатывается эффективная и результативная система проведения встреч  и других форм взаимодействия членов управленческой команды;
- принимаются и используются  общепринятые стандарты межгруппового поведения и взаимодействия;
- функционирует отработанная система внутренних коммуникаций в целях принятия управленческих решений;
- работает мотивирующая система вознаграждения членов управленческой команды;
- внешние коммуникации являются отражением достижений, позитивных изменений, эффективных и интересных решений, происходящих внутри ИС. 
Исполнение перечисленных механизмов и технологий приведет к более эффективному процессу интеграции и жизнеспособности объединенных интегрированных компаний авиационно-космического комплекса. 


Александр Федотовских, 

Член Клуба авиастроителей,

Первый заместитель председателя Правления ТОР «Северные промышленники и предприниматели», к.э.н., профессор РАЕ.

 
 
Дни рождения
Степан Сергеевич Сергеев через 9 дня(ей)
Виктор Михайлович Жиляков через 11 дня(ей)
Александр Сергеевич Башилов через 11 дня(ей)
Ирина Владимировна Бибина через 11 дня(ей)
Евгений Александрович Федосов через 14 дня(ей)
Никита Михайлович Куприков через 15 дня(ей)
Владимир Александрович Боровиков через 18 дня(ей)
Юрий Воронков через 19 дня(ей)
Экспорт новостей
 
© 2005-2008 Клуб авиастроителей
online roulette online blackjack online baccarat online keno online bets progressive jackpot video poker