Военные БЛА взлетной массой от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн состоят на вооружении многих армий мира и уже убедительно доказали высокую эффективность их применения для решения задач разведки, целеуказания, отвлечения и подавления средств ПВО противника, радиоэлектронного противодействия и связи.
Результаты военных действий американских войск в Косово в 1999г., укрепили понимание объективной неизбежности создания Боевой Беспилотной авиации по своим характеристикам способной заменить современные пилотируемые тактические истребители. И такие работы по ее созданию активно проводятся.
Проходят испытания и микро-БЛА, которые способны проникать в здания штабов противника и передавать оттуда информацию о готовящихся военных операциях. Эти миниатюрные аппараты не так безобидны, если учесть их высокую маневренность, малошумность, способность нести на борту видеокамеру с высокой разрешающей способностью или заряд высокоэффектив-ного взрывчатого вещества. Их полет трудно пресечь средствами ПВО. И это все, к сожалению, направлено против человека.
А как же используются подобные достижения цивилизации в мирных целях?
Перспективы гражданского применения беспилотных летательных аппаратов также достаточно широки и заманчивы. Это обеспечение работ по кадастру и землепользованию, противопожарный контроль состояния лесных и степных угодий, обнаружение и учет незасеянных участков полей, наблюдение за движением на автомагистралях, обеспечение гидрометеослужб информацией о состоянии атмосферы и водной среды. Препятствиями широкому использованию БЛА в гражданской сфере являются высокая стоимость самих военных комплексов БЛА, значительные расходы на их эксплуатацию и содержание, а также, отсутствие законодательной базы их применения.
Но интересно и другое. В 70-е годы минувшего столетия в Советском Союзе студенческие конструкторские бюро авиационных ВУЗов создали и испытали множество образцов малоразмерных летательных аппаратов (МЛА) народно-хозяйственного применения, которые, имея далеко не совершенную аппаратуру управления и целевого применения, показали высокую эффективность при выпол-нении задач гражданского назначения.
Тогда же на эти работы обратили самое пристальное внимание авиамодели-сты-экспериментаторы нашего города. Они получили реальное подтверждение своих давних намерений - использовать авиамодели для выполнения народно-хозяйственных задач. Родство радиоуправляемых моделей и МЛА было явным.
Прошли годы... Сформировав в 1995 году благотворительное общество научно-технического творчества и экологии «Ювенал» г. Таганрога, (ОНТТЭ «Ювенал»), наши авиамоделисты без лишнего шума и рекламы продолжали настойчиво изучать, анализировать бесценный опыт создания МЛА и готовить новаторские предложения по разработке дипломных и конкурсных проектов БЛА преимущественно гражданской сферы применения для авиационных кафедр ВУЗов города. Наиболее неясные вопросы, новые идеи воплощались и отрабатывались на летающих моделях и затем рекомендовались к дальнейшей разработке в дипломных проектах. Инициатива Общества «Ювенал» по разработке дипломных проектов БЛА неоднократно поддерживалась генеральным директором - генеральным конструктором ТАНТК им. Г.М. Бериева, заведующим кафедрой летательных аппаратов ТРТУ Г.С. Панатовым. Он подчеркивал важность и перспективность работ в этом направлении и по возможности оказывал помощь.
Участвуя во Всероссийских конкурсах дипломных проектов студентов авиа-ционных ВУЗов, наши совместные проекты занимали призовые места, и один из них в 1998г., оказавшийся лучшим, привлек внимание компании «Боинг» (США). Но почему же американцы так скрупулезно интересуются нашим творчеством? Ответ, увы, придется искать недолго.
Вникая в глубину проблем создания и применения БЛА в гражданской сфере, специалисты ОНТТЭ «Ювенал» пришли к заключению, что сегодня возникает необходимость использования иных, более дешевых технических средств для решения широкого круга задач с воздуха и рассмотрения вопросов их применения в рамках новых коммерческих перспектив. Такими средствами, по нашему мнению, и являются МЛА.
Многочисленные консультации с учеными и специалистами различных структур, в том числе Российской академии наук, оборонных отраслей промышленности, а также Таганрогского государственного радиотехнического университета, позволили сформировать концепцию переносного комплекса воздушного мониторинга (ПКВМ), в состав которого входят МЛА. Стоимость такого комплекса сравнима со стоимостью легкового автомобиля (менее 12000 долларов США), а возможности приближены к возможностям больших военных БЛА.
Реализация такого проекта была весьма затруднительна из-за недостаточного финансирования. Поэтому Координационный Совет ОНТТЭ «Ювенал» принял решение о совместном с ТРТУ поэтапном выполнении проекта в рамках проводимых ежегодно Министерством образования РФ конкурсов. В 1999 году в содружестве с кафедрой летательных аппаратов был подготовлен проект «Разработка системы беспилотных малоразмерных высокотехнологичных летательных аппаратов с дистанционным управлением широкого назначения (для использования в районах Северного Кавказа и Поволжья)». Благодаря тому, что он был одобрен и поддержан конкурсной комиссией, повезло и с выделением финансовых средств, которые позволили спроектировать малоразмерный летательный аппарат народно-хозяйственного назначения «МЛАНХ-2000» и выпустить рабочую документацию для его постройки. В сентябре 2000 года после совместного обращения руководителей кафедры ЛА ТРТУ и ОНТТЭ «Ювенал» к министру общего и профессионального образования Ростовской области и в администрацию Ростовской области об изыскании возможностей профинансировать подготовленные проекты, мы по результатам проводимого конкурса такую поддержку получили в рамках областной «Программы поддерж-ки государственной высшей школы Ростовской области на 2000-2002 годы».
В соответствии с договором, заключенным между ректором ТРТУ В.Г. Захаревичем и заместителем главы администрации области А.И. Бедриком, был построен планер аппарата «МЛАНХ-2000». Однако «МЛАНХ-2000» входил в состав разрабатываемого переносного комплекса воздушного мониторинга «Альтаир-01». Поэтому ранее выделенных средств было явно недостаточно для полного выполнения проекта.
Продолжая совместную с ТРТУ работу по участию в конкурсах проводимых Министерством образования РФ, нам удалось оснастить «МЛАНХ-2000» аппаратурой дистанционного управления, а о предоставлении целевой нагрузки мы имели договор с «Заказчиком» т.е. Росгидрометом.
К сожалению, в дальнейшем, аппарат попал в руки незаинтересованных в успехе проекта сотрудников других фирм. При летных испытаниях, в одном из полетов, о котором не был информирован даже главный конструктор проекта, в результате отсутствия у пилота-оператора достаточного опыта пилотирования подобной техники, «МЛАНХ-2000» потерпел катастрофу без перспектив его вос-становления.
Одновременно реализация, казалось бы, простой идеи высветила некоторые проблемы в нашем индустриальном городе, сложившиеся в результате резкого сокращения финансирования структур научно-технического творчества. Так, для постройки аппарата «МЛАНХ-2000» не удалось найти и привлечь молодежь из числа студентов и аспирантов с практическими умениями и навыками выполнения проектно-конструкторских работ, владеющих столярным, слесарным инструментом, умеющих работать на токарном, фрезерном оборудовании, поэтому, большая часть работ по созданию аппарата досталась их руководителям.
Такими навыками в совершенстве владели в недалеком прошлом молодые авиамоделисты, но их в ВУЗах и сегодня очень трудно обнаружить.
Наши попытки привлечь молодежь образовательных учреждений к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ в приоритетных направлениях развития науки и техники не давали сиюминутной прибыли, поэтому мытарства руководителя ОНТТЭ «Ювенал» в поисках помещения, финансовых средств и функционально-грамотных помощников для реализации более сложных и совершенных проектов продолжались и продолжаются…
Таким образом, острый дефицит профессионально-подготовленной молодой смены, с широким научно-техническим кругозором, умениями, навыками и опытом, которая способна вести к новым «открытиям и свершениям», как в сфере науки и техники, так и в сфере производства, коснулся и нас, специалистов прогнозирующих это явление еще в самом начале 90х годов.
Однако, нынешние условия развития регионов таковы, что требуется обеспечить выпуск необходимого количества отечественных товаров потребления, причем низкой стоимости, определяемой малой покупательской способностью населения.
Сегодня для подготовки и полноценного ввода в строй специалистов научно-технической сферы и производства, необходимы значительные финансовые средства, условия и время, которых у нашего государства нет. Следовательно, необходимо искать иные, менее затратные пути подготовки высококвалифицированных специалистов данной сферы деятельности, которые могли бы в будущем участвовать в создании наукоемкой конкурентоспособной продукции высокого уровня.
Одним из таких путей является использование опыта подготовки функцио-нально- грамотных специалистов из школьников, имеющих с детства увлечение и возможность совмещать получение общего и в дальнейшем профессионального образования с регулярными занятиями техническим творчеством, как дома, так и во внешкольных учебных заведениях (ныне дополнительного образования), затем в структурах научно-технического творчества молодежи (НТТМ).
Проводимый ранее в нашей области анализ состава учащихся ВУЗов и техникумов, молодых рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий показал, что лучшие из них активно занимались техническим творчеством еще будучи школьниками.
Так, 20-25 лет назад в Ростовской области техническим творчеством занимались 83 тысячи человек, или каждый пятый учащийся. Из них 20 тысяч активных членов областной организации изобретателей и рационализаторов - школьники. Каждый имел возможность ознакомиться на практике с десятками специальностей и освоить в совершенстве несколько из них.
Спектр этих специальностей весьма широк - от чертежника-конструктора, слесаря, токаря, фрезеровщика до сборщика пространственных конструкций, маляра, специалиста по дизайну и отделке.
Среди многообразия специализации молодежи, занимающейся техническим творчеством, особо выделяются авиамоделисты-копиисты, которые проектируют и строят летающие радиоуправляемые модели-копии самолетов. Так, трудоемкость изготовления радиоуправляемой модели-копии самолета Ан-26 составляет 25000 человеко-часов и ее изготовление обеспечено работой авиамоделистов по более чем 60-и специальностям, а оценка стоимости килограмма высокотехнологичной авиационной техники, которая составляет 1000-3000$, справедлива как для радиоуправляемой модели-копии самолета или радиоуправляемой пилотажной модели, так и для боевого самолета-истребителя поколения 4+.Но это уже удел взрослых моделистов.
В современных условиях, возрождать, копируя полностью оправдавшую себя Советскую систему внешкольного образования в направлениях технического творчества школьников и молодежи, вряд ли целесообразно, так как за прошедшие годы, мир науки и техники сильно изменившись, далеко ушел вперед. Да и в существующих, на сегодняшний день российских структурах дополнительного образования, рукотворные объекты технического творчества (модели, макеты, устройства и т.д.) зачастую отражают технологии 70х-80х годов и не дают представления о современном уровне развития науки и техники, а тем более не прогнозируют ее будущее.
Поэтому возникает необходимость в реализации комплекса мер по воспита-нию у школьников и молодежи потребности в обновленных знаниях и умениях в области технического творчества, которые могут быть генерированы в результате деятельности ребят в специализированных разновозрастных объединениях. Именно такие разновозрастные объединения учащихся и молодежи позволяют сблизить творческие порывы ребят, проявляющиеся на стыке двух или нескольких наук и профессий. Такое сближение будет способствовать расширению политехнической подготовки молодой смены, приобретению ими универсальных знаний, умений и опыта, которые в дальнейшем обеспечат их успешное профессиональное обучение в ВУЗах и колледжах, а также сделают продуктивной работу в сфере науки и техники.
Обществом «Ювенал» г. Таганрога разработан ряд проектов и предложений, отражающих формирование условий для плодотворной работы разновозрастных коллективов научно-технического творчества.
Один из таких проектов «Инновационный Научно-Технический Центр» (ИНТЦ) предполагает его создание и работу по типу «Бизнес-Инкубатора» с целью формирования механизма генерации новой волны молодых функционально-грамотных предпринимателей в сфере высоких технологий.
В соответствии с проектом ИНТЦ должен охватывать более десятка прогрессивных направлений современной деятельности человека в научно-технической сфере и требует новых организационных подходов и вложения финансовых средств.
Центр должен работать по принципу «Знания- Умения- Опыт», последова-тельно обучая и накапливая наработки его участников в создании инновационного продукта в рамках существующей законодательной базы РФ.
В число задач, решаемых ИНТЦ, входит ознакомление с устройством различных технических объектов, затем их моделирование и эксперименты по их усовершенствованию, участие в реальных производственных процессах, разработка новых патентоспособных технических решений, с выходом инновационного продукта на рынок под патронажем более опытных участников ИНТЦ и, наконец, создание Малых Инновационных Предприятий.
Создание необходимых условий для технического творчества молодых людей и таких структур, как, Инновационный Научно-Технический Центр (ИНТЦ) сегодня будет иметь короткий срок окупаемости и принесет при соответствующей организации и финансировании значительную экономическую выгоду для промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона, позволит решать среди многих, технически рискованные задачи с наименьшими финансовыми затратами.
Среди специалистов, воспитанных на техническом творчестве, нет безработ-ных. Наделенные разносторонними знаниями, умениями и опытом, они легко адаптируются к любым условиям рыночной стихии, беззатратно осваивают любые профессии. Потребность в таких специалистах в современной России высока, особенно при создании наукоемкой продукции, какой и являются вышеупомянутые комплексы БЛА и МЛА.
Ю. С. ВОРОНКОВ. Председатель Координаци-онного Совета ОНТТЭ «Ювенал» г. Таганрога, главный конструктор проектов ПКВМ «Альтаир-01», «Вертикаль-М2» и др.