Сегодня воскресенье, 30 апреля 2017 года, 21:41
Сайт Клуба авиастроителей
Клуб зарегистрирован 15 декабря 2003 года
Главное меню
Авторизация

НО Авиакосмофонд
ФГУП «ММПП «САЛЮТ»
Rambler's Top100

SetBook - книги, периодика - газеты и журналы, книги на иностранных языках...
 
 
Главная
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И ОПЫТ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ, ИЛИ ДЛЯ «БОИНГА»? Ю.С. ВОРОНКОВ
По замыслам военных стратегов США, тратящих на оборону большие деньги, современное ведение боевых действий все более изменяет привычную роль солдата на поле боя, предоставляя ему невиданные ранее технические средства. Сегодня мы не без удивления узнаем, что к ним относятся беспилотные летательные аппараты (БЛА) различной дальности и назначения, а также сформированные на их основе комплексы БЛА.
Военные БЛА взлетной массой от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн состоят на вооружении многих армий мира и уже убедительно доказали высокую эффективность их применения для решения задач разведки, целеуказания, отвлечения и подавления средств ПВО противника, радиоэлектронного противодействия и связи.
Результаты  военных действий американских войск в Косово в 1999г., укрепили понимание объективной неизбежности создания Боевой Беспилотной авиации по своим характеристикам способной заменить современные пилотируемые тактические истребители. И такие работы по ее созданию активно проводятся.
Проходят испытания и микро-БЛА, которые способны проникать в здания штабов противника и передавать оттуда информацию о готовящихся военных операциях. Эти миниатюрные аппараты не так безобидны, если учесть их высокую маневренность, малошумность, способность нести на борту видеокамеру с высокой разрешающей способностью или заряд высокоэффектив-ного взрывчатого вещества. Их полет трудно пресечь средствами ПВО. И это все, к сожалению, направлено против человека.
А как же используются подобные достижения цивилизации в мирных целях?
Перспективы гражданского применения беспилотных летательных аппаратов также достаточно широки и заманчивы. Это обеспечение работ по кадастру и землепользованию, противопожарный контроль состояния лесных и степных угодий, обнаружение и учет незасеянных участков полей, наблюдение за движением на автомагистралях, обеспечение гидрометеослужб информацией о состоянии атмосферы и водной среды. Препятствиями широкому использованию БЛА в гражданской сфере являются высокая стоимость самих военных комплексов БЛА, значительные расходы на их эксплуатацию и содержание, а также, отсутствие законодательной базы их применения.
Но интересно и другое. В 70-е годы минувшего столетия в Советском Союзе студенческие конструкторские бюро авиационных ВУЗов создали и испытали множество образцов малоразмерных летательных аппаратов (МЛА) народно-хозяйственного применения, которые, имея далеко не совершенную аппаратуру управления и целевого применения, показали высокую эффективность при выпол-нении задач гражданского назначения.
Тогда же на эти работы обратили самое пристальное внимание авиамодели-сты-экспериментаторы нашего города. Они получили реальное подтверждение своих давних намерений - использовать авиамодели для выполнения народно-хозяйственных задач. Родство радиоуправляемых моделей и МЛА было явным.
Прошли годы... Сформировав в 1995 году благотворительное общество научно-технического творчества и экологии «Ювенал» г. Таганрога, (ОНТТЭ «Ювенал»), наши авиамоделисты без лишнего шума и рекламы продолжали настойчиво изучать, анализировать бесценный опыт создания МЛА и готовить новаторские предложения по разработке дипломных и конкурсных проектов БЛА преимущественно гражданской сферы применения для авиационных кафедр ВУЗов города. Наиболее неясные вопросы, новые идеи воплощались и отрабатывались на летающих моделях и затем рекомендовались к дальнейшей разработке в дипломных проектах. Инициатива Общества «Ювенал» по разработке дипломных проектов БЛА неоднократно поддерживалась  генеральным директором - генеральным конструктором ТАНТК им. Г.М. Бериева, заведующим кафедрой летательных аппаратов ТРТУ  Г.С. Панатовым. Он подчеркивал важность и перспективность работ в этом направлении и по возможности оказывал помощь.
Участвуя во Всероссийских конкурсах дипломных проектов студентов авиа-ционных ВУЗов, наши совместные проекты занимали призовые места, и один из них в 1998г., оказавшийся  лучшим, привлек внимание компании «Боинг» (США). Но почему же американцы так скрупулезно интересуются нашим творчеством? Ответ, увы, придется искать недолго.
Вникая в глубину проблем создания и применения БЛА в гражданской сфере, специалисты ОНТТЭ «Ювенал» пришли к заключению, что сегодня возникает необходимость использования иных, более дешевых технических средств  для решения широкого круга задач с воздуха и рассмотрения вопросов их применения в рамках новых коммерческих перспектив. Такими средствами, по нашему мнению, и являются МЛА.
Многочисленные консультации с учеными и специалистами различных структур, в том числе Российской академии наук, оборонных отраслей промышленности, а также Таганрогского государственного радиотехнического университета, позволили сформировать концепцию переносного комплекса воздушного мониторинга (ПКВМ), в состав которого входят МЛА. Стоимость такого комплекса сравнима со стоимостью легкового автомобиля (менее 12000 долларов США), а возможности приближены к возможностям больших военных БЛА.
Реализация такого проекта была весьма затруднительна из-за недостаточного финансирования. Поэтому Координационный Совет ОНТТЭ «Ювенал» принял решение о совместном с ТРТУ поэтапном выполнении проекта в рамках проводимых ежегодно Министерством образования РФ конкурсов. В 1999 году в содружестве с кафедрой летательных аппаратов был подготовлен проект «Разработка системы беспилотных малоразмерных высокотехнологичных летательных аппаратов с дистанционным управлением широкого назначения (для использования в районах Северного Кавказа и Поволжья)». Благодаря тому, что он был одобрен и поддержан конкурсной комиссией, повезло и с выделением финансовых средств, которые позволили спроектировать малоразмерный летательный аппарат народно-хозяйственного назначения «МЛАНХ-2000» и выпустить рабочую документацию для его постройки. В сентябре 2000 года после совместного обращения руководителей кафедры ЛА ТРТУ и ОНТТЭ «Ювенал» к министру общего и профессионального образования Ростовской области и в администрацию Ростовской области об изыскании возможностей профинансировать подготовленные проекты, мы по результатам проводимого конкурса такую поддержку получили в рамках областной «Программы поддерж-ки государственной высшей школы Ростовской области на 2000-2002 годы».
В соответствии с договором, заключенным между ректором ТРТУ В.Г. Захаревичем и заместителем главы администрации области А.И. Бедриком, был построен планер аппарата «МЛАНХ-2000». Однако «МЛАНХ-2000» входил в состав разрабатываемого переносного комплекса воздушного мониторинга «Альтаир-01». Поэтому ранее выделенных средств было явно недостаточно для полного выполнения проекта.
Продолжая совместную с ТРТУ работу по участию в конкурсах проводимых Министерством образования РФ, нам удалось оснастить «МЛАНХ-2000» аппаратурой дистанционного управления, а о предоставлении целевой нагрузки мы имели договор с «Заказчиком» т.е.  Росгидрометом.
К сожалению, в дальнейшем, аппарат попал в руки незаинтересованных в успехе проекта сотрудников других фирм. При летных испытаниях, в одном из полетов, о котором не был   информирован даже главный конструктор проекта, в результате отсутствия у пилота-оператора достаточного опыта пилотирования подобной техники, «МЛАНХ-2000» потерпел катастрофу без  перспектив его вос-становления.
Одновременно реализация, казалось бы, простой идеи высветила некоторые проблемы в нашем индустриальном городе, сложившиеся в результате резкого сокращения финансирования структур научно-технического творчества. Так, для постройки аппарата «МЛАНХ-2000» не удалось найти и привлечь молодежь из числа студентов и аспирантов с практическими умениями и навыками выполнения проектно-конструкторских работ, владеющих столярным, слесарным инструментом, умеющих работать на токарном, фрезерном оборудовании, поэтому, большая часть работ по созданию аппарата  досталась их руководителям.
Такими навыками в совершенстве владели в недалеком прошлом молодые авиамоделисты, но их в ВУЗах и сегодня очень трудно обнаружить.
Наши  попытки привлечь молодежь образовательных учреждений к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ в приоритетных направлениях развития науки и техники не давали сиюминутной прибыли, поэтому мытарства руководителя ОНТТЭ «Ювенал» в поисках помещения, финансовых средств и функционально-грамотных помощников для реализации более сложных и совершенных проектов продолжались и продолжаются…
Таким образом, острый дефицит профессионально-подготовленной молодой смены, с широким научно-техническим кругозором, умениями, навыками и опытом, которая способна вести к новым «открытиям и свершениям», как в сфере науки и техники, так и в сфере производства, коснулся и нас, специалистов прогнозирующих это явление еще в самом начале  90х годов.
Однако, нынешние  условия развития регионов таковы, что требуется  обеспечить выпуск необходимого количества отечественных товаров потребления, причем низкой стоимости, определяемой малой покупательской способностью населения.
Сегодня для подготовки и полноценного ввода в строй специалистов научно-технической сферы и производства, необходимы значительные финансовые средства, условия и время, которых у нашего государства нет. Следовательно, необходимо искать иные, менее затратные пути подготовки высококвалифицированных специалистов данной сферы деятельности, которые могли бы в будущем участвовать в создании наукоемкой конкурентоспособной продукции высокого уровня.
Одним из таких путей является использование опыта подготовки функцио-нально- грамотных специалистов из школьников, имеющих с детства увлечение и возможность совмещать получение общего и в дальнейшем профессионального образования с регулярными занятиями техническим творчеством, как дома, так и во внешкольных учебных заведениях (ныне дополнительного образования), затем в структурах научно-технического творчества молодежи (НТТМ).
Проводимый ранее в нашей области анализ состава учащихся ВУЗов и техникумов, молодых рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий показал, что лучшие из них активно занимались техническим творчеством еще будучи школьниками.
Так, 20-25 лет назад в Ростовской области техническим творчеством занимались 83 тысячи человек, или каждый пятый учащийся. Из них 20 тысяч активных членов областной организации изобретателей и рационализаторов - школьники. Каждый имел возможность ознакомиться на практике с десятками специальностей и освоить в совершенстве несколько из них.
Спектр этих специальностей весьма широк - от чертежника-конструктора, слесаря, токаря, фрезеровщика до сборщика пространственных конструкций, маляра, специалиста по дизайну и отделке.
Среди многообразия специализации молодежи, занимающейся техническим творчеством, особо выделяются авиамоделисты-копиисты, которые проектируют и строят летающие радиоуправляемые  модели-копии самолетов. Так, трудоемкость изготовления радиоуправляемой модели-копии самолета Ан-26 составляет 25000  человеко-часов и ее изготовление обеспечено работой  авиамоделистов по  более чем 60-и специальностям, а оценка стоимости  килограмма высокотехнологичной авиационной техники, которая составляет  1000-3000$, справедлива как для радиоуправляемой  модели-копии самолета или радиоуправляемой пилотажной модели, так и для боевого самолета-истребителя поколения 4+.Но это уже удел взрослых моделистов.
В современных условиях, возрождать, копируя полностью оправдавшую себя Советскую систему внешкольного образования в направлениях технического творчества школьников и молодежи, вряд ли целесообразно, так как за прошедшие годы, мир науки и техники сильно изменившись, далеко ушел вперед. Да и в существующих, на сегодняшний день российских структурах дополнительного образования, рукотворные объекты технического творчества (модели, макеты, устройства и т.д.) зачастую отражают технологии 70х-80х годов и не дают представления о современном уровне  развития науки и техники, а тем более не прогнозируют ее будущее.
Поэтому возникает необходимость в реализации комплекса мер по воспита-нию у школьников и молодежи потребности в обновленных знаниях и умениях в области технического творчества, которые могут быть генерированы в результате деятельности ребят в специализированных разновозрастных объединениях. Именно такие разновозрастные объединения учащихся и молодежи позволяют сблизить творческие порывы ребят, проявляющиеся на стыке двух или нескольких наук и профессий. Такое сближение будет способствовать расширению политехнической подготовки молодой смены, приобретению ими универсальных знаний, умений и опыта, которые в дальнейшем обеспечат их успешное профессиональное обучение в ВУЗах и колледжах, а также сделают продуктивной работу в сфере науки и техники.
Обществом «Ювенал» г. Таганрога разработан ряд проектов и предложений, отражающих формирование условий для плодотворной работы разновозрастных коллективов научно-технического творчества.
Один из таких проектов «Инновационный Научно-Технический Центр» (ИНТЦ) предполагает его создание и работу по типу «Бизнес-Инкубатора» с целью формирования механизма генерации новой волны молодых функционально-грамотных предпринимателей в сфере высоких технологий.
В соответствии с проектом ИНТЦ должен охватывать более десятка прогрессивных направлений современной деятельности человека в научно-технической сфере и требует новых организационных подходов и вложения финансовых средств.
Центр должен работать по принципу «Знания- Умения- Опыт», последова-тельно обучая и накапливая наработки его участников в создании инновационного продукта в рамках существующей законодательной базы РФ.
В число задач, решаемых ИНТЦ, входит ознакомление с устройством различных технических объектов, затем их моделирование и эксперименты по их усовершенствованию, участие в реальных производственных процессах, разработка новых патентоспособных технических решений, с выходом инновационного продукта на рынок под патронажем более опытных участников ИНТЦ и, наконец, создание Малых Инновационных Предприятий.
Создание необходимых условий для технического творчества молодых людей и таких структур, как, Инновационный Научно-Технический Центр (ИНТЦ) сегодня будет иметь короткий срок окупаемости и принесет при соответствующей организации и финансировании значительную экономическую выгоду для промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона, позволит решать среди многих, технически рискованные задачи с наименьшими финансовыми затратами.
Среди специалистов, воспитанных на техническом творчестве, нет безработ-ных. Наделенные разносторонними знаниями, умениями и опытом, они легко адаптируются к любым условиям рыночной стихии, беззатратно осваивают любые профессии. Потребность в таких специалистах в современной России высока, особенно при создании наукоемкой продукции, какой и являются вышеупомянутые комплексы БЛА и МЛА.
 
 Ю. С. ВОРОНКОВ. Председатель Координаци-онного Совета ОНТТЭ «Ювенал» г. Таганрога, главный конструктор проектов ПКВМ «Альтаир-01», «Вертикаль-М2» и др.

 
 
Дни рождения
Степан Сергеевич Сергеев через 9 дня(ей)
Виктор Михайлович Жиляков через 11 дня(ей)
Александр Сергеевич Башилов через 11 дня(ей)
Ирина Владимировна Бибина через 11 дня(ей)
Евгений Александрович Федосов через 14 дня(ей)
Никита Михайлович Куприков через 15 дня(ей)
Владимир Александрович Боровиков через 18 дня(ей)
Юрий Воронков через 19 дня(ей)
Экспорт новостей
 
© 2005-2008 Клуб авиастроителей
online roulette online blackjack online baccarat online keno online bets progressive jackpot video poker