Содержание
Источники
Медиа
Поиск
Тест



Заключение



Предыдущий разделСледующий раздел
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Прогресс большинства отраслей техники идет настолько быстрыми темпами и оказывает такое огромное влияние на окружающую человека среду, что затруднительно прогнозировать эти тенденции более чем на несколько лет вперед. Еще сложнее себе представить, как будут жить люди в мире следующего столетия, однако с большой долей достоверности можно предполагать, что это столетие будет характеризоваться все возрастающим использованием разнообразных летательных аппаратов в различных транспортных операциях. Это определяет потребность общества в непрерывном интенсивном развитии теории и практики проектирования летательных аппаратов, появившихся, по существу, только в начале XX века.

Однако первые инженерные разработки в области авиации (чертежи, расчеты, эксперименты) были проведены еще в XV веке итальянцем Леонардо да Винчи. Этот пионер авиационного проектирования был великим живописцем, скульптором, архитектором, выдающимся ученым и инженером своего времени.

И наше время, время стремительного развития науки и техники, время громадных технических возможностей, требует от специалистов, работающих в авиакосмической промышленности, не только досконального знания своего дела, но и широкой инженерной и общей эрудиции.

К настоящему времени во многих передовых отраслях техники, а в авиации особенно, сложилась парадоксальная ситуация. Самолеты, разрабатываемые в разных странах, зачастую без малейшего обмена информацией, оказываются очень похожими друг на друга по своему облику и техническим характеристикам. Эта ситуация тем не менее легко объяснима. В авиации достаточно хорошо разработаны методики формализации процесса поиска оптимального решения. Кроме того, функциональность в авиации проявляется чрезвычайно явно.

"Смотришь иногда на эскиз будущей машины и чувствуешь: что-то режет глаз. И, как правило, это несоответствие, казалось бы чисто эстетическое, отражает существо дела, ошибку или неточность в проекте" (Генеральный конструктор О.К.Антонов, цит. по кн.: След в небе. - М.: Политиздат, 1971, с. 217).


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      "К авиации, вообще ко всяким летучим устройствам и их создателям люди относятся почему-то с особенным интересом. Почему? Потому, прежде всего, что летательный аппарат красив наивысшей в технике красотой – целесообразностью. Не один лишь архиталантливый Туполев, а и любой опытный авиатор почти безошибочно судит о самолете по совершенно вроде бы не техническому критерию: "смотрится" машина или "не смотрится"" (Главный конструктор Р.Л.Бартини, цит. по кн.: Чутко И. Красные самолеты.: – М.: Политиздат, 1978, с. 82).
В замечательной книге "Планета людей" Антуан де Сент-Экзюпери дает удивительно емкую оценку конструкции как эстетического предмета: "Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становилась колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не приобрели наконец первозданную чистоту и плавность линии груди или плеча. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоничное единство, которое сродни прекрасному стихотворению" (цит. по кн.: Антуан де Сент-Экзюпери. Военный летчик. – М.: Художественная литература, 1977, с. 44).

Для проектировщика понимание красоты тем более важно, что, несмотря на большие успехи в формализации процесса проектирования, проектирование сейчас – это в равной мере и наука и искусство.

Одну из задач настоящего мультимедийного курса авторы видят в том, чтобы ознакомить Вас в самом первом приближении с таким сложным инженерным объектом, как летательный аппарат, показать его целесообразность и красоту, помочь Вам в освоении во многом интернационального профессионального языка (слэнга, англ. slang) инженеров аэрокосмической техники.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
Предыдущий разделСледующий раздел